Sunday, June 10, 2018

В горах

 Посвящается моей тетушке Зайнаб  :))))


    Было ещё совсем темно , когда в открытое окно внезапно влетела  звонкая птичья трель . К  ней  присоединилась другая , потом третья . Через минуту все это вылилось, подобно горному ручью , стремящегося с высоких гор вниз , в звенящий  птичий хор . Я прислушалась , открыла глаза, безуспешно цепляясь за сон , который мне только что снился . Это было что то приятное , с расплывчатом смыслом  , привидевшееся мне в последние минуты моего глубокого  сна . Но краски быстро размылись , смысл был утерян и остатки сна растворились в пение птиц.  Несколько минут я обнимаю подушку , пялюсь в темноту . Я люблю эти предутренние часы . Этот плавный переход всего окружающего из темноты к свету . Когда все предметы в доме , очертания которых прежде были расплывчатыми , вдруг обретают чёткие линии и цвет , будто желают  заявить о своём праве тут находится .   Слышу , как часы  на церковной башне пробили пять . Встаю , сую ноги в тапки и накидываю халат . Дверь в соседнюю комнату открыта , слышу из темноты ровное сопение . Моя дочь спит . Прикрываю дверь , чтобы не разбудить её ,  иду  на кухню . Хочу дописать третью   главу . Так , Карла вернулась из Японии и гуляет по Парижу ... Хорошо . Нажимаю на кнопку чайника , открываю крышку компьютера, долго смотрю  в окно . Гаснут  один за другим уличные фонари .  Слышно , как отъехала первая электричка .  Чайник ворчливо закипает , пар со свистом вырывается наружу , образовывает мокрое пятно на навесном шкафу  . Встаю , достаю банку с кофе , засыпаю в френч пресс полную ложку и заливаю кипятком . Нужно дописать эту главу . Как бы  тут покруче повернуть сюжет ? Завариваю кофе и сажусь снова за стол . Приятный аромат быстро расходится по всей квартире . Добавляю немного молока и делаю глоток . Подхожу и широко распахиваю дверь на балкон  . Делаю глубокий вдох . Лёгкие наполняются утренней  свежестью  . Лето . Густой , насыщенный множеством разных оттенков ,  запах зелени  и цветов, свежеподстриженной  травы, придает ощущение  некоего летнего торжества . Мелькнуло в памяти необычное  слово - жимолость . Оно часто встречается у Бунина . Какое смешное слово . Даааа . Лето  ... Для меня лето - это походы на речку ,  варенье из вишни , новые ситцевые платья , школьные каникулы , пионерский лагерь . Мой первый , самый первый лагерь . Мне тогда только что исполнилось .... неужели я когда то была семилетним ребёнком ?  Я кручу события далеких дней в памяти , как шарманку . Ах , я тогда ещё ...  Так , минуточку . Я знаю , что сейчас напишу . Сажусь и с задором стучу по клавишам . Словно мне было снова семь лет !


  И вот , я уже сижу в желтеньком  автобусе - газике . В ситцевом  платье , сшитом  мамой . Подпрыгиваю  на дерматиновом сиденье , трусы - парашюты  , из такого  же ситца , трутся об потрескавшуюся  поверхность .   Длинная колонна  автобусов колесит по пыльной , разбитой  дороге, мимо городов , кишлаков , совсем маленьких поселений , мимо домиков , обмазанных глиной и кизяком . За окном медленно проплывают  поля , засеянные хлопком , кукурузой и клевером .  Поля сменяют бахчи , с раскиданными полосатыми арбузами и ещё зелеными  дынями . Они ещё не поспели . На зелёных островках с зеленой травой  пасутся бараны и овцы . Их пасут дети . Они , завидя колонну автобусов , останавливаются и провожают её долгим взглядом . Иногда хватают и кидают глину  , чтобы привлечь к себе внимание . Если  кто нибудь из автобуса машет им  в ответ  , их лица расцветают от счастья .  Довольные , они что то  кричат вслед , снова кидают глину . Я высовываю голову в окно время от времени . Вдыхаю запах скошенной травы , кизяка и пыли. Мне нравится этот запах , но мне делают замечание , я засовываю голову обратно и сажусь на своё место . На горизонте появляются высокие холмы , они становятся все выше , дороги все уже .  Мы  въезжаем  в Заминскую долину . Колона движется медленнее , направляясь наверх , в горы . Теперь асфальтированные дороги сменяются пыльными тропами , покрытые примятой верблюжей колючкой . Сухая жара сменяется горной прохладой . В автобусе шум , все кричат и громко спорят . Я сижу тихонько в углу , под ногами у меня мой зелёный чемоданчик из картона  . Мне его дала бабушка . Отыскала где то на чердаке . Если ей что-то нужно было найти , она лазила на чердак . Я тоже часто  лазила на чердак , когда никого не было поблизости . Там , на чердаке , среди разного пыльного хлама было много книг . Что то вроде библиотеки , сваленной в кучу старого хлама и густо покрытой  пылью . И вот из под этого хлама бабушка и вытащила этот чемодан .  Он был очень маленький , с протертой ручкой и облезшими углами . Это был первый чемодан в моей жизни . Я не знаю , откуда он взялся ... И куда потом делся . То ли его дедушка привёз , когда вернулся с войны , то ли дядя привез из армии . Но теперь маленький  чемоданчик  едет  со мной в пионерский лагерь .  Колонна ползёт  наверх , медленно кружит  по серпантину , проезжает по узкой дороге над обрывом , внизу которого бежит горный ручей , подъезжает к огромным железным воротам . Ворота распахивается , мы въезжаем в лагерь . Перед нами  раскидывается широкая ореховая аллея  , вдоль которой стоят стеклянные павильоны . Прямоугольные , как школьные пеналы. Лагерь со всех сторон окружён высокими горами. Слышно , как далеко , где то внизу шумит горная речка  , сай . К речке ведёт  узкая извилистая  тропинка  . В памяти вплывают алычовые деревья , растущие вдоль той тропинки .  Многие воспоминая уже поблекли  или растворились в безудержной  дымке времени . Или все это уже потеряло своё значение и важность . Но я очень хорошо запомнила эти горы , благодаря одному событию . Оно так и осталось ярким в пятном моей памяти . Ярким , светлым , греющим меня , огоньком в шкатулке дорогих мне воспоминаний .   Да , эти горы днём были самыми обычными , а вот ночью ... Когда чёрное небо расстилалось  бархатным пологом , усыпанное яркими мигающими звёздами , четкое очертание гор внушало какой то трепет и даже страх . Может именно поэтому они так манили меня , кто знает . Как то раз я поссорилась с девочками из нашего отряда . Поздно вечером , собираясь спать , я увидела , что они шепчутся и косятся в мою сторону . Вот с этого момента я помню все подробности этой ночи . Помню , как обида захлестнула меня . Мне захотелось бежать , бежать далеко , неважно куда . Только бы не видеть никогда эти злые лица , эти глаза , которые косятся  на меня , потом на мой чемоданчик и ехидно хихикают . Они презирали мою простоту и бедность . Я тогда и предоставления не имела ни о бедных , ни о богатых , ни о прочих разделениях общества . Я прожила до семилетнего возраста в деревне у бабушки , и это был , можно сказать , мой первый выезд в люди .  Я , молча , собираю свои пожитки, два платья из ситца , две или три пары трусов - парашютов ,  в свой чемоданчик,  и ухожу в горы . По той извилистой тропинке , что заметила ещё днём . Помню , как сандалии скользили по траве , когда я карабкалась наверх , как я хваталась за верблюжью колючку , чтобы не упасть . Я сильно изодрала тогда себе  коленки и руки . Но я не чувствовала боли . Я чувствовала только обиду . И не боялась совсем . Крепко прижимала к себе бабушкин чемодан . Добравшись до самого верха , сажусь  на траву и долго смотрю вниз , на лагерь . Теперь они далеко от меня . Сижу тихонько одна , плачу . Думала , утром пойду домой . Пешком . Ну вас всех к черту . Вдруг слышу , в рупор что тот кричат снизу . Я прислушалась . Моё имя . Кричат , чтобы спускалась . Шакалы загрызут . Про шакалов  я совсем забыла . Они иногда приходили ночью в лагерь и шарили между павильонами . Искали еду . Когда я услышала слово " шакалы", я заплакала а потому быстро спустилась обратно . Взрослые ребята , старшеклассники,  подобрали меня под самой  горой . Оказалось , что весь лагерь искал меня .  Потом мы сидели у костра , они угощали  меня бутербродами и пели песни под гитару . Мы подружились . С тех пор меня никто не обижал . Ээээх . Хорошее было лето !

Швейцария
2018

No comments:

Post a Comment

Греческая пленница

Сегодня ночью приснился мне человек , которого я давно выдернула с корнями из памяти , вместе с языком и страной . Он плакал во сне , как ...