Friday, November 17, 2017

Бразилия



    Сделав пересадку в аэропорту Маями , мы снова сидели в бизнес классе
бразильской авиакомпании " Варег"  . Была уже поздняя ночь , я задремала в своём кресле , когда к моему уху вдруг наклонилась бортпроводница и спросила что то . Это было так неожиданно что я громко вскрикнула . Бортпроводница смутилась и стала извинятся , показывая мне на бутылку шампанского Моет е Шандон . " Мадам " : лепетала она в растерянности : " мы скоро  садимся , я хотела только спросить , не хотите ли вы шампанского перед посадкой ?" Вот как , шампанское с утра, подумала я , окончательно проснувшись . Шампанского мне с утра не хотелось . Скотт крепко спал и я решила пока посмотреть  в окно , на город , который воспевался еще знаменитым Остапом Бендером . Рио де Жанейро . Тихонько открыв окошко фюзеляжа , я прилипла к стеклу и посмотрела вниз . Там , внизу расстилалась тёмная синева  океана ,  со многими островками . Вода  была такая  синяя , казалось что океан был бездонным . Это не море . Это океан ! Атлантический ! Океан я видела впервые в жизни . Крупные  волны катились от самого горизонта , подкатывались к берегу и катились обратно к горизонту . Вот он , океан ! Такой большой и такой синий . Как в сказке Пушкина о рыбаке и рыбке . Но там было море а тут океан . Я устремила свой взгляд вдаль , к горизонту  . Там , на том конце была Африка . Африку , конечно,  я не видела,  но я знала что она там . Показалось полоска земли , стало видно посадочную   полосу , которая выходила из самой воды . Самолёт сделал большой круг и вдруг я увидела его . Эту огромную статую с распростертыми руками , высоченную громаду  ! Он защищал этот город уже насколько столетий ! Статуя Иисуса Христа . Мне даже захотелось перекрестится . Такое он на меня произвёл впечатление .
     Мы приземлились и через несколько минут уже стояли  на улице . Лицо обдало тропической влагой . Была зима , конец  августа . Но все равно было довольно душно . Нас встречал один из многочисленных дядей , Клаудио . Он нас обнял, расцеловал и повёз к себе домой . Всю дорогу он не переставал говорить как он рад , как он соскучился и как все будут рады . При этом все время просовывал руку между сиденьями назад и поглаживал то Скотта то меня . Для меня такое общение двух мужчин было непривычным , но ровно до тех пор пока мы не повстречались с другими дядями . Они не толко не переставали поглаживать и обнимать нас , но даже пускали слезу от умиления .
 Мы приехали к нему домой , он объяснил что так как редко бывает дома , у него только одна служанка но мы можем не стесняться и просить её о чем угоднo .
      Молодую служанку Клаудио звали Тереза . Худенькая , смуглая девушка , с шапкой кудряшек на голове . На следующее утро она приготовила нам кофе и свежевыжатый сок маракуя . Я говорила на очень плохом португальском , вставляла итальянские слова ,  но она понимала меня . Я спросила откуда она . Каково же было моё удивление,  когда я узнала что Тереза родом  из Сальвадора ди Баия . Из того самого городка на побережье , откуда был родом один из обожаемых мною писателей Джордж Амаду  . Тереза слышала о нем,  но не читала его книг . Читать она не умела . Я рассказала ей , как могла о великолепных книгах " Донна Флор и два её мужа " и " Тереза , которая устала воевать ". " Тереза ", говорила я " ты должна научиться читать , в этой книге даже есть твоё имя !" Да , обещала Тереза " я очень хочу читать, просто не было времени , надо было работать " ! Работать , с детства . У бедных детей во всем  мире нет детства .
     Сначала мы поехали в гости к дедушке с бабушкой . Они жили в большой квартире из 15 комнат на Копа Кабане . Самом знаменитом пляже в мире . В доме было два или три повара , несколько слуг и сиделок . Бабушка , Вова по португальски, была больна . Тяжёлая степень Альцгеймера повлекла за собой паралич . Нас предупредили что она никого больше не узнает . Её вывезли на коляске .
   К нам присоединились две тети , Луиза , Анизия  и ещё один дядя Скота ,  Рикардо . Рикардо , к сожалению , уже нет в живых . Как и бабушки с дедушкой . Вове , бабушке,  сказали что приехал её внук и что у него есть жена Луиза . Тётя Луиза говорила ей что то на ухо что то . Она отвела её голову и протянула к нам свои сухие руки .
     Я взяла её за руки а Скотт обнял за плечи . Она узнала его сразу . Её глаза заблестели . " У тебя очень красивая жена! " сказала она . Мы ещё поговорили о чем то , потом её взгляд потух и она спросила Луизу   " кто это ?"
Видимо , сознание вернулось ненадолго , так бывает в минуты радости у тяжелых больных .  Бабушку увезли и мы сели обедать . Дедушка , Вово , говорил по английски . За столом он рассказывал как маленький Скотт , Скочи , за этим самым столом пролил на себя чай . Я знала эту историю . Шрамы остались до сих пор . Дедушка был очень скромным . Когда то ему большая принадлежала авиакомпания. Он воротил большим капиталом . Но не сказал сказал ни слова об этом . Ни слова о работе . В Бразилии среди домашних не принято говорить о работе . Во всяком случае,  не в этой семье . После обеда все куда то подевались . Я бродила по огромной квартире , заглядывая то в одну то в другую комнату . Из одной из комнат вышел Вово , дедушка , сунул мне в руки подушку и сказал чтобы я пошла отдыхать . После обеда все спали , вот почему все куда то исчезли.
      Каждый вечер нас приглашали на ужин в один из домов . Дяди и две тети составили график где мы будем ужинать . За нами присылали машину и везли нас к дяде или тете . Через неделю я взбунтовалась . Целую неделю в Рио де Жанейро и ни разу не видеть города кроме этого пляжа из окон . А метро ? А рынок знаменитый ? Где соки из тропических фруктов ? "  Ну хорошо , " сказал Скотт как то утром " ты хочешь погулять по городу ? Тогда раздевайся и разувайся "!  Я поняла его . Мы много говорили о том какая высокая преступность в Бразилии , особенно в Рио . Если не отдашь то что попросят , могут убить . Лучше выглядеть так , чтобы просить было нечего . Я одела старые вещи и обувь специально привезённые для прогулок . Мы оставили наши кольца дома.
    И пошли гулять . Клаудио, дядя , у которого мы жили , был очень взволнован. Но мы уверили его , что вернёмся быстро и все будет хорошо . Люди же ходят по городу . В центре Рио жизнь кипела . На каждом углу стояли продавцы свежих кокосов и кокосового сока . С мачете в руках . Они очень живо махали мачете , срубали с кокоса верхушку , вставляли трубочку и протягивали покупателю с деловитой улыбкой .   Эти бесчисленные бары с соком из фруктов реки Амазонки . Продавцы шлёпанцев и сланцев. Предлагались купальники и шляпы . И все это совалось прямо в лицо . Через несколько минут прогулки по центральным улицам хотелось куда то спрятаться. Мы спустились в метро . Метро было довольно таки  чистым, но очень душным .
     И так забито народом , что через пару станций мы решили выйти и пойти пешком . Мы прошли несколько остановок пешком и дошли до старинного собора где венчались родители Скотта . У входа в собор нас встретила толпа нищих . Но не таких жалких нищих каких мы привыкли видеть . Эти нищие готовые накинуться на тебя , если что то увидят . Они не просят . Они требуют . Они не просто бедные , они обездоленные и в этом виноваты богатые . В чем то они , может, и  правы .
     На ужин мы конечно опоздали . Нас уже разыскивали два водителя тети Анизии,  а ужин сегодня был у неё дома . Это был целый приём . У Анизии  была тоже огромная квартира на Копа Кабане .  Многоэтажный дом за высокими железными воротами . Тут все богатые дома находились за высокими железными воротами . Все они хорошо охраняются . У Анизии работают три великолепных повара . Столы были накрыты в двух залах и все сновали туда и сюда . Все было приготовлено так невероятно вкусно что мне захотелось пройти на кухню и познакомится с творцами этих блюд . Я потихоньку прокралась на кухню и сказала " можно ?" Конечно , они несказанно обрадовались. Я похвалила их за еду , заглянула в кастрюли и сковородки. Из кулинарного любопытства спросила о рецепте лосося в тесте по каким то невероятным соусом . Они были очень удивлены моему поведению . Потом я попросила сфотографироваться с ними . Ну кончено ! Их никто никогда не фотографировал . Удивительно добрые люди . Видя их счастливые лица , мне было неудобно уйти . Но тетя заглянула на кухню и позвала меня . Я снова присоединилась к гостям . Мне потом объяснили что на кухню не ходит никто из господ . Никогда . Но я не госпожа , мне можно.
"Вообщем  , я тебе сказал , на кухню больше не ходи , а тем более при гостях "! Сказал Скотт . Все . Разговор короткий .  На следующий день кухарка Анизии по имени Сузече передала  мне с водителем  кулинарную книгу , которую даже надписала.
      На пару дней мы слетали с Сан Паоло к дяде Алексу . Алекс был женат на очень красивой женщине , дочке сенатора . Тогда у  них была одна дочь , сейчас у них две дочери . Если я удивлялась сентиментальности Клаудио , то
Алекс самый сентиментальный из всех мужчин , которых я встречала . А может , и женщин тоже . С аэропорта мы заехали к нему в офис ! Он бросился к вам с радостным возгласом и так обнимал нас , особенно Скотта . А потом даже выпустил слезу . Потом он просил извинить его . Он был счастлив видеть этого мальчика Скочи что даже не может удержаться от слез . Вот такие они , бразильские мужчины .
     На выходные мы выехали , а вернее , нас вывезли на фазенды . Я то думала что они будут как в " Рабыне Изауре" . Большие дома посреди полей и рабы рубят там тростник. Нет , это дома на побережье океана , очень ухоженнее , с красивой мебелью и бассейнами. Тоже за заборами . Дома принадлежали Анизии и Клаудио . На террасе висели гамаки . В частной бухте покачивались красивые яхты . Одна большая , Анизии . И поменьше , Клаудио . В этих домах  никто не жил ,  сюда приезжали только на отдых . Но прислуга была приходила каждый день . Из местных . Тут было поспокойней чем в Рио . Хозяева фазенд
давали местным жителям работу , платили стабильно а приезжали редко .
    Природа  тут,  это само великолепие ! Берег океана покрыт темным песком , почти черным. Невдалеке от берега виднелась целая череда островов , покрытых тропической зеленью , можно сказать , джунглями . Да , настоящими джунглями . С маленькими и большими лагунами и водопадами . Туда  мы и оправились в первый же день нашего пребывания . Прогулка по джунглям была бы намного приятней , если бы не комары ! Эти укусы у меня ещё долго потом не проходили . Месяца два .
    С утра мы играли в гольф . После обеда если жаренных креветок на пальмовом масле , плавали в бассейне и спали . Это был великолепный отдых !
    Через несколько дней мы вернулся в Рио а потом и в Вашингтон.

  Но мы не собирались оставаться в Америке . Мы подавали запрос на работу и как раз к концу лета получили ответ . Скотта пригласили  преподавать в университете . Английский язык .
     Нас уже ждали в  Словакии !


Швейцария
 2017

No comments:

Post a Comment

Греческая пленница

Сегодня ночью приснился мне человек , которого я давно выдернула с корнями из памяти , вместе с языком и страной . Он плакал во сне , как ...