Sunday, November 26, 2017

Словакия


 

Мы попали в Словакию в самый кризисный момент . Она только что отделилась от Чехии . Вельветовая революция или развод по Чехословацски . Чехия намного богаче Словакии . И все эти годы совместной жизни , процветала , во многом , благодаря Словакии . Все музыканты , писатели и богемная знать в основном были чехи . Или как называют себя сами чехи , мы сме -  Чеши ! В Словакии все это время " брака" с Чехией размещалась почти вся индустрия , лёгкая и тяжелая промышленность. Словаки были в обиде на Чехов. Это чувствовалось . Но зла не держали . Первое что бросилось мне в глаза , это простота этого народа . Простота и честность .
В магазинах лежали товары местного производства . Недорого . Хорошо пошитые вещи,  но качество тканей оставляло желать лучшего . Зато местный лён был отличного качества , с гарантией до ста лет . Они старались . Зарплаты били низкие . Но новое правительство контролировало цены на продукты и изделия легкой промышленности . Надо отдать им должное . Немногих правителей волнует покупательная способность населения.
    Скотту , как преподавателю университета, назначили неплохую зарплату .
Шесть тысяч словацких крон . Двести долларов . На эти деньги можно было неплохо питаться и даже путешествовать по стране в выходные .
   А страна эта , я вам скажу , распрекрасная ! Может , потому что эта наша первая страна , где мы жили вместе , как семья . Может , потому что там родилась наша дочь к концу нашего пребывания . А может просто потому что в этой стране природа совершенно великолепная. Гористая  местность, в основном покрытая лесом а во многих местах кустарниками , на которых осенью поспевают вкусные сочные  ягоды . А эти  рощи с каштанами . Гуляя по этому сказочному лесу , вы обязательно набредете на какой нибудь замок или старинную церквушку , которая стоит тут уже несколько столетий . Старинную но никогда не заброшенную. Словаки любят свою землю . Каждый участок земли аккуратно вспахан и засеян . Проезжая мимо полей , садов и огородов , вы обязательно увидите склонившегося человека . Кропотливо , старательно работающего в своём саду или огороде . Город Нитра, недалёко от Братиславы, куда нас послали , был окружён такими садами и огородами . Этот маленький уютный городишко , с двумя центральными улицами и большим для такого города университетом . Именно в этом городе когда то жили Кирилл и Мефодий , которые изобрели кириллицу . На горе , у предместья старой средневековой католической церкви , им воздвигнут памятник . Существует даже день Кирилла и Мефодия . В самой Словакии кириллица давно отменена и введена латынь , ввиду того что все соседние страны пользуются латынью.  
    Нас поселили в двухкомнатную квартиру в блочном доме . Квартира была очень скромная , со старыми,  но чистыми обоями . Эти обои для меня были самыми обычными но для Скотта что то невероятное , вне логики . Он никак не мог понять кто мог придумать такой глупый , примитивный рисунок . Он подходил к стене , пристально разглядывал рисунок и водил по обоям пальцами . Я смеялась . Мне было смешно что человек ищет логику во всем в чем её просто нет .
    На Балканах шла война  . Мы смотрели  ВВС все свободное время . Скотт много говорил о политике . О политика он знал все или почти все . Он знал решение всех проблем .  Слушала и думала :" Он политический гений ." Тогда. Предложила ему первый раз поменять работу . Уйти в политику . " Это грязная работа !" Говорил он. Но все таки мы поехали в Братиславу сдать экзамен на дипломатическую должность . Он был слишком умён чтобы прозябать на учительской работе. Да ещё на такую зарплату . Все мои вещи я давно распродала . От моей коллекции кашемировых пальто осталось одно . Чёрное , шерстяное , длинное , до пят. В нем я выглядела особенно элегантно . Правда , тут, где люди одевались более практично , я чувствовала себя немного нет своей тарелке . Но пальто это я очень любила . Даже когда скинула наконец каблуки и тоже , как все местное население , облачилась в спортивные ботинки . Я ходила в тяжелых ботинках и длинном чёрном пальто .

   Мы много гуляли . После работы я встречала его на углу магазина ТЕСКО.
ТЕСКО английски супермаркет но продукты в нем были словацкие . Недорогие и вкусные . Зимой , после долгих прогулок по лесу , мы заходили в ТЕСКО погреться . Перед  закрытием там включали музыку , песню специально написаную для ТЕСКО . Скотт ходил между полками и танцевал . " Это наша дискотека " : говорил он. " Мы будем приходить сюда каждый день перед закрытием и танцевать !"
   А ещё мы собирались по вечерам с другими преподавателями и жарили блины . Палацинки, по словацки . Вообще , мы любили блины . Палацинки  всегда  можно было поесть в " Палацинкарен" . И встретится с друзьями .
Словаки хорошие друзья . Во всяком случае , те с кем нас свела судьба .
Они надёжные , они любят труд . Словак построит двухэтажный дом своими руками . Позовёт друзей . И они придут , помогут . Чех наймёт . Словака .
     Все может уже давно изменилось , я не могу сказать . Я не могу сказать нечего недоброго об этой доброй стране . Мы жилми на маленькую зарплату но не голодали , нам никогда не было одиноко или скучно . В этой спокойной и доброжелательной стране родилась наша дочь . Уже в самом конце второго года . Она родилась в мае . Маленькая пышечка . Крикуша . Подробности её рождения я нарочно упускаю . Это не для слабонервных . Скажу только одно . Уколов и лекарств в городской больнице не было . В стране был кризис .

А в июне мы вернулись в Америку . На долгие 4 года .

Швейцария
 2017

No comments:

Post a Comment

Греческая пленница

Сегодня ночью приснился мне человек , которого я давно выдернула с корнями из памяти , вместе с языком и страной . Он плакал во сне , как ...